среда, 22 февраля 2012 г.

Mundo Latino: Лидия Ламайсон (Lydia Lamaison): бабушка с голубыми глазами

http://www.mundolatino.ru/?p=2196

Не было сопротивления смерти, была
любовь к жизни. И нужно было видеть 2
года назад, как пылали эти голубые
глаза в Доме театра (Casa del Teatro), где она
была вице-президентом. «Хочу попасть в
книгу рекордов Гиннесса. Видишь, что я
сильная? Хочу разменять сотню» ---
планировала Лидия Ламайсон. Был
вопрос: из-за чего ей так нравится
жить? Плутоватые глаза и ответ: «Из-за
всего! Жизнь может предложить тебе
многое: учиться, работать, двигаться,
путешествовать, читать, думать. Обрати
внимание. Я выбираю воспоминания. Могу
помнить, но я живу сейчас. И если
будущее приходит, то пусть приходит».
Вчера, в 97 лет, эти прекрасные глаза
закрылись, но её интервью получило
другое чувство: «Не нужно осложнять
существование. Наверху есть кукловод,
который манипулирует нитями и решает
«Это ты сделаешь, а это --- нет».

Хотел «кукловод», чтобы она сделала
много. Чтобы прожила насыщенную
жизнь,  не только относительно
количества лет. 7 декад артистической
карьеры, «может быть, 300 сделанных
работ», считал он, прошлое в качестве
concertista (?), знакомства с Хорхе Луис
Борхесом (Jorge Luis Borges), Федерико Гарсиа
Лоркой (Federico García Lorca), Бенито Кинкела
Мартином (Benito Quinquela Martín), Пабло Неруда
(Pablo Neruda) и Жан Пол Сартре (Jean Paul Sartre),
премии и, как результат всего этого,
знание.

«Иногда нужно сесть и ничего не
делать. Это возможность побыть
наедине с собой, форма самоанализа. Я
одинока по жизни, у меня нет детей и я
не ностальгирую. Об этом уже сказал
Рилке (Rilke): воспоминания не нужно
нагромождать, нужно выбирать лучшие».

Она не придерживалась никакого плана
– аргументировала она, ведь жизнь –
это импровизация. В самом деле, в её
предыстории как артистки были планы
стать монахиней, однако, выучившись на
учительницу, она так и не стала ею.
Также она училась и на факультете
Философии и Филологии и посвящала
время музыке (гитаре), выступая в кафе
Тортони (Café Tortoni) --- имела удовольствие
быть представленной в дебюте
Альфонсины Сторни (Alfonsina Storni). Но её
судьба была другой – театр.

В 1939 года она сделала свою первую
попытку в компании с Хуаном Б. Хусто
(Juan B. Justo), в независимой труппе, и
возник огонь призвания. Она попросила
директором прослушать её, и в
считанные секунды, прочла фрагмент
работы, которая лежала в её портфеле.
«Эти группы были очень
специфические.  Мы не думали о
репутации, и делали все, от подметания
до создания декораций», вспоминала
она. Её театральный дебют был в роли
Кандиды (Cándida) Бернарды Шоу (Bernard Shaw) в
«старинном родовом доме с внутренним
двором, очень ненадёжном, –
предупреждает она, --- но для меня это
был Колумб».

Через год пришла смена в
профессиональном театре. Парикмахер
представил её Бланке Подеста (Blanca
Podestá) и Ламайсон узнала, что такое
«разочарование»: «Как жаль, у меня
есть своя формированная команда, но
оставьте мне ваш номер для
какой-нибудь вещи» --- сказали мне. «И я
позвонила ей через неделю после того,
как у меня было время переварить это
разочарование» --- смеётся она,
вспоминая это.

Разочарование трансформировалось в
вознаграждение: тут же она получила
бумагу от Мари Кюри (Marie Curie) в Teatro Smart
(позже Blanca Podestá).

«Это верно, большинство женщин моего
поколения мечтали выйти замуж и иметь
детей, но я нет, и не поэтому могу
сказать, что я transgresora. Моя карьера
чиста, без эксгибиционизма». И
немедленно она оставила открытой эту
влюблённость в профессию: «Знаешь, что
такое постоянно искать персонажа,
иметь столько жизней в одной?»

Рождённая в Мендосе 5 августа 1914 года,
она снялась почти в 30 фильмах. Первый
– «Крылья моего Отечества», в 1939, с
Энрике Миньо (Enrique Muiño). Далее
следовали другие названия золотого
века аргентинского кино «Час
сюрпризов» (La hora de las sorpresas), «Падение»
(La caída), «Конец праздника» (Fin de fiesta) y
«Красавчик от 900» (Un guapo del 900) среди
прочих. В театре она потеряла счёт
количеству сыгранных пьес таких как
«Овраг» (Las de Barranco), «Потерянные в
Йонкерс» (Perdidos en Yonkers), «Физики» (Los
físicos), «Донья Диспарате и Олантай» (Doña
Disparate y Ollantay). В 40-е годы она была первой
актрисой Сервантеса (Cervantes) и позже
также – Сан Мартина (San Martín).

Когда она говорила с молодыми
актерами, то повторяла девиз «По
лестнице всегда поднимаются с первой
ступеньки». «Многие работают и уже
думают о том, чтобы закончить как
можно раньше и уйти. Тот, который это
любит, не смотрит часы».

На ТВ её видели в проектах «Высокая
комедия» (Alta comedia), «Театр как в театре»
(Teatro como en el teatro) и «Мы и страхи» (Nosotros y los
miedos), но в последнее время она
появлялась в роли «бабушки
теленовелл» (бабушка Андреа дель Боки
и Наталии Орейро, например). En las
convocatorias повторялся покровитель,
персонаж «хорошей сеньоры». Она
попробовала объяснить это. Я
предполагаю, что должна
воспроизводить один тип. Но хорошо бы,
в реальной жизни он имел бы то серебро,
что я имею в вымыслах». И защищала жанр
теленовеллы.   «Любая вещь, от
стриптизы до Шекспира стоят того, если
хорошо сделаны».

Близкую подругу Хильды Бернард (Hilda
Bernard), Ламайсон чествовали, поскольку
это было заслуженно. В 1997 году она была
признана Известной горожанкой города
Буэнос-Айрес (Ciudadana Ilustre de la Ciudad de Buenos
Aires), в то время как в 2001 она получила
Платиновую премию Конекс (Premio Konex de
Platino) как актриса ТВ. Также была
награждена АСЕ (ACE), Мария Герреро (el
María Guerrero), Флоренсио Санчес (el Florencio
Sánchez), Мартин Фьерро (el Martín Fierro) и до
Джона Леннона Мира (el John Lennon de la Paz).

У неё не было детей. Она была замужем 33
года – за актёром Оскаром Солдати (Oscar
Soldati) – и стала вдовой 30 лет назад. «В
моего мужа я влюбилась, потому что он
был молчаливым. Он смотрела на меня
издалека, не больше» --- волнуется она.
«Я не могла бы назвать это любовью,
потому что это не мысль, это чувство.
Мне повезло. Есть люди, которые
находятся в паре и находят с другой
стороны любовь их жизни. И против
этого нельзя пойти. Никогда нельзя
идти против любви».

В последние месяцы она чувствовала
ухудшение здоровья, и вчера секретарь
Правительства культуры города, Эрнан
Ломбарди (Hernán Lomdardi) объявил о её
смерти. Её родственники попросили,
чтобы то, что будет подарено в виде
цветов, было отдано в Дом театра (la Casa
del Teatro). Сегодня, в 11 часов, с ней
попрощаются в el Panteón de Actores, en la Chacarita.

В 91 год она упала и, как следствие,
сломала плечевую кость, но она
упрямилась и хотела участвовать в
постановке «Кажутся ангелами» (Parecen
ángeles). «Я ответственна за это, потому
что люди купили входной билет, и они не
виноваты. Приятное в происшествии
состоит в том, что люди звонят тебе,
чтобы сказать, что они любят тебя».

Когда ей было 20, прорицатель
предсказал по руке Ламайсон успех и
долголетие. Пророчество сбылось. И она
радовалась: «Я так люблю жизнь. И не
предвижу смерть».

Уставшая от ответов на вопросы, какова
была её формул успеха, она упрощала:
«Быть молодой – значит, не
придерживаться прошлого. И я не
придерживаюсь. Когда кто-то устаёт,
это когда в реальности он начинает
понемногу умирать. В будущем я
предпочитаю ждать это, и относительно
счастья, это не чудо, это завоевание. Я
узнала, что такое грусть, но думаю, что
не нужно делить её с болью. Там нужно
быть храбрым. Не нужно переносить боль
в остальное».

* Blog this!

* Bookmark on Delicious

* Digg this post

* Recommend on Facebook

* Buzz it up

* Share on Linkedin

* Tweet about it

* Share on vkontakte

* Print for later

* Bookmark in Browser

* Tell a friend

Комментариев нет: